+7 915 047-00-84
+7 977 477-02-08

Статьи

Применение термоматов на производстве

Прогрев бетона термоматами ТЭМ позволяет быстро наладить производство в непосредственной близости к строительному объекту.

Практическое применение термоматов

Технология прогрева бетона термоматами позволяет сократить твердение бетона с 28 дней до 14-18 часов.

Способы прогрева грунта

Все способы прогрева грунта для проведения земельных работ в холодное время года предоставлены в данной статье.

Интенсификация производства ЖБИ

Технология ускорения твердения бетона термоматами самая передовая технология!

Пропарка бетона
Пропарка бетона термоматами - это современный способ ускорения твердения железно-бетонных изделий без применения пара.

Оборудование для производства ЖБИ
Сегодня встают вопросы как сделать изделия быстрее, снизить себестоимость или как изготовить нестандартные ЖБИ.


Техническое описание и руководство по эксплуатации термомата

ТУ 3442-004-50668692-07

ТЕРМОМАТ

(термоэлектрический мат)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ
  1.    Область применения и назначение
  2.    Технические характеристики
  3.    Устройство и принцип действия
  4.    Подготовка к работе
  5.    Порядок работы
  6.    Пример режима прогрева бетона
  7.    Указание мер безопасности
  8.    Возможные неисправности и методы их устранения
  9.    Транспортирование и хранение

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ

Термоэлектромат «ТЭМ» (далее по тексту термомат) предназначен для прогрева бетона, бетонных конструкций, каменной кладки и т.п. (с целью ускорения набора прочности, ускорения оборота опалубок и интенсификации строительного производства, как в зимнее, так и в летнее время). Так же термоэлектромат применяется же для прогрева грунта.

Термомат создает равномерное распределенное тепловое поле  исключая очаги перегрева и появление температурных трещин. Сроки выдерживания бетона до набора марочной прочности составляет от 10 часов до 2-х суток в зависимости от модуля поверхности и характеристик бетонной смеси. Такая скорость роста прочности бетона достигается за счет равномерного распределения тепла по обогреваемой поверхности и автоматического контроля температуры.

Эффект работы термоэлектромата обусловлен следующими критериями:
  • прогрев инфракрасными лучами проникающими в массу бетона  до 60 см.
  • непосредственная передача тепла от греющих поверхностей нагревателя к прогреваемому бетону.
  • равномерное распределение тепла в массе, обусловленное теплопроводностью бетона.
  • автоматическое управление процессом изотермии

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные технические данные термоматов:
  1.    Стандартные габаритные размеры:
    • ТЕРМОЭЛЕКТРОМАТ 1,2х3,2х0,015 м
    • Нестандартные размеры, мощность, напряжение согласовываются при заказе
    • Размеры термомата
      Рис.1 Размеры термомата
  2.    Источник электрического питания: электрическая сеть  ~ 220В.
  3.    Напряжение питания: 220В или другое напряжение, имеющееся на выходе трансформаторов станций прогрева (для нестандартных термоматов).
  4.    Класс защиты от поражения электрическим током – «0».
  5.    Потребляемая электрическая мощность: 300 - 500 Вт/м².
  6.    Способ регулирования температуры на поверхности термоэлектромата: с помощью биметаллического термовыключателя с температурой размыкания 70  °С (по желанию заказчика нагреватель можно комплектовать термоограничителями  40, 50, 60 °С).
  7.    Ресурс работы при соблюдении инструкции, и бережной эксплуатации нагревателя не менее 3-х лет, гарантия 1 год.
  8.    Масса не более 2,5 кг/м².
  9.    Условия эксплуатации:
    • температура наружной среды от  минус 40 до +40  °С;
    • относительная влажность воздуха до  100 %.
    • IPX7

3 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

3.1 Термоэлектромат состоит из следующих элементов:
  • теплоизлучающий слой (инфракрасная греющая пленка);
  • теплоизолирующий слой (воздухонаполненный полимер);
  • теплоотражающий слой;
  • влагонепроницаемая оболочка (ПВХ);
  • коммутация: в стандартной комплектации для подключения Термомата имеется электрический кабель длиной 2 метра без коммутационных разъемов. По желанию заказчика может комплектоваться необходимыми коммутаторами.
Принципиальная конструкция термомата независимо от количества нагревательных секций представлена на рис .2,3:
Устройство термомата
Рис. 2 Устройство термомата
1 - защитная изолирующая ПВХ – оболочка;
2 - люверсы;
3 - гибкий плоский нагревательный элемент;
4 - токоведущие электропровода;
5 - теплоизолятор с отражающим слоем;
6 - встроенный терморегулятор (термостат).
Конструкция термомата
Рис. 3 Конструкция термомата
1 - защитная изолирующая ПВХ – оболочка;
4 - токоведущий электропровод;
5 - теплоизолятор;
6 - встроенный терморегулятор (термостат).
7 - лавсановый электроизолятор;
8 - электропроводный резистив;
9 - теплоотражающий слой.
 
3.2 Гибкий нагревательный элемент выполнен из теплоизлучающей инфракрасной пленки, в основе работы которой лежит способность выделять инфракрасную тепловую энергию при прохождении через нее электрического тока. Ограничение рабочей температуры осуществляется встроенными терморегуляторами, которые размыкают цепь питания при температуре нагревателя 70 °С и вновь замыкают при остывании до температуры 60 °С.
Нагревательный элемент прочно закреплен на теплоизоляционном слое толщиной 10 – 20 мм.
Питающий провод обеспечивает подачу электропитания к нагревательному элементу термоэлектромата.

3.3 Внешняя оболочка термоэлектромата выполнена из водонепроницаемой ПВХ ткани или другой подобной.

3.4 На концах питающего провода устанавливаются коммутационные разъемы (по согласованию).

4   ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

4.1 Проверка исправности электрической цепи нагревательного элемента Термомата: 
С помощью омметра замерьте электрическое сопротивление между питающими проводами. Используя полученное значение сопротивления, проверьте номинальную мощность, указанную в паспорте на конкретное изделие.

4.3    Проверка целостности внешней оболочки: поверхность нагревателя должна быть цельной, гладкой, без изломов, на ней не должно быть прогаров, разрывов и поре-зов.

4.4  Проверка места выхода проводов из оболочки: оно должно быть герметичным. 

4.5 Термоэлектромат сложить по линиям сгиба, переместить на площадку для выполнения работ.

5   ПОРЯДОК РАБОТЫ

5.1 Укладку и подключение  Термоэлектромата выполнять при отключенной сети. Перед включением термоэлектромат должен быть полностью развернутым и аккуратно уложенным на обогреваемую поверхность греющей стороной (при низких температурах эластичность оболочки  снижается, во избежание её повреждения не допускайте резких перегибов).   

5.2 При прогреве колон и подобных конструкций допускается сгибать термоэлектромат под любым необходимым углом только по линиям сгиба предусмотренным конструкцией нагревателя. Обернув колонну, необходимо закрепить термоэлектромат, обеспечив максимально плотный контакт с поверхностью колонны. Для обеспечения максимальной эффективности и экономии электроэнергии, рекомендуется поверх термоэлектромата утеплять конструкцию с помощью теплоизоляционных материалов (минеральной ватой или иных утеплителей).

5.3 При прогреве грунта требуется предварительно очистить поверхность от различного мусора и выровняв её обеспечить максимально плотный контакт нагревателя с грунтом. Для обеспечения максимальной эффективности прогрева грунта, поверхность следует тщательно выровнять и зачистить до мерзлого грунта от снега, льда, листьев, травы и прочего мусора. При необходимости сделать подушку из песка средней крупности до полного выравнивания. Расстелить полиэтиленовую пленку на грунт, сверху уложить Термоэлектромат, загнуть края пленки таким образом, чтобы в процессе оттаивания образующаяся вода не подтекала под термоэлектромат и на него. Необходимо обеспечить отвод талой воды образующейся при прогреве мерзлого грунта. Если расстояние между термоэлектроматом и прогреваемой поверхностью  более 10 мм, то возможны локальные перегревы, приводящие к выходу нагревателя из строя. 

В случае невозможности выровнять поверхность (из-за технологических шурфов, отверстий), необходимо накрыть их листом металла, для обеспечения равномерного теплоотвода с поверхности нагревателя.

5.4 Для обеспечения максимальной эффективности и экономии электроэнергии, рекомендуется поверх термоэлектромата утеплить конструкцию с помощью теплоизоляционных материалов (минеральной ватой или др.)

5.5 При прогреве вновь уложенного бетона рекомендуется расстелить полиэтиленовую пленку для исключения потери воды из бетонной смеси в результате экзотермии и защиты от прилипания бетона к оболочке термомата и разложить маты в наиболее удобном порядке.

5.7 С помощью разъемов или другим удобным потребителю способом подсоедините маты к источнику питания. Монтажный блок соединить с питающим кабелем (в случае если монтажных блоков более 2 шт., а также параллельно соединить с питающим кабелем) с учетом нагрузки на питающий кабель.
Запрещается  размещать термоматы внахлест!

5.8 Подать  напряжение.

5.9 ВНИМАНИЕ! Во избежание перегрева нагревательного элемента во время работы термоэлектромата – необходимо контролировать температуру  теплоизлучающей поверхности. Не допускать перегрева выше 70°С (независимо от вмонтированного в мат термовыключателя). Контроль температуры (нагрева/прогрева)  можно осуществлять вручную, при помощи инфракрасных пирометров, термодатчиков, автоматическими термовыключателями, на усмотрение эксплуатирующей организации.

5.10 Во избежание перегрева термоэлектромата, необходимо обеспечить достаточный теплообмен между нагревателем и обогреваемым объектом. Не допускается размещение между термоматом и обогреваемым объектом, каких либо теплоизолирующих материалов препятствующих передаче тепловой мощности от мата к объекту.

6  ПРИМЕР РЕЖИМА ПРОГРЕВА БЕТОНА

Бетон толщиной до 60 см рекомендуется прогревать в два этапа.

1 этап

После заливки бетона производится укладка полиэтиленовой пленки и термоматов. Производится подключение термоматов к источнику питания. После этого происходит плавный набор температуры до выхода в изотермический процесс. Изотермия проходит  автоматически и контролируется встроенными терморегуляторами.

2 этап

После набора бетоном требуемой прочности термоматы отключают от питающей сети. Снимают термоматы не сразу, а только после снижения  температуры бетона до допустимого уровня.

При прогреве замоноличиваемых стыков необходим предварительный прогрев поверхностей промороженных конструкций, которые будут контактировать с укладываемым бетоном. Прогрев можно осуществить с помощью термоэлектроматов или другими способами. При прогреве стыков, из за значительных теплопотерь в область холодных примыкающих конструкций, мощность Термоэлектромат выбирается на 50-80% большей, чем при прогреве вновь уложенного бетонного массива.

Оптимальный режим прогрева определяет лаборатория предприятия исходя из марки бетона, температуры воздуха и массы конструкции.

Справочные данные
  • 1 кВт/час выделяет 860 ккал тепла.
  • удельная теплоемкость бетона 620 ккал/куб.м. градус. При этом теплопотреблении температура 1 куб.м. тяжелого бетона поднимается на 1 0С.
  • при твердении 1 куб.м. бетона выделяет в среднем 500 ккал/час (изотермия).

7 УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

7.1    Хранить термомат следует в сложенном по линиям сгиба виде, в закрытых сухих помещениях с относительной влажностью воздуха не превышающей 60%.

7.2    Электрообогрев бетона необходимо выполнять с соблюдением требований техники безопасности СНиП III - 4-80*- раздел «Бетонные и железобетонные работы» и ГОСТ12. 1.013-78- «Строительство, электробезопасность».

7.3    Надзор за выполнением требований техники безопасности и электробезопасности необходимо возложить приказом на ИТР, имеющего квалификационную группу по электробезопасности не ниже четвертой.

7.4    ВНИМАНИЕ! Не допускается перегрев греющей стороны термоэлектромата выше 80°С

7.5   Монтаж электрооборудования и электросетей, наблюдение за их работой и включение греющих элементов должны выполнять электромонтеры, имеющие квалификационную группу не ниже третей согласно «Правил эксплуатации электроустановок потребителей» и ознакомленные с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации термоматов.

7.6   Рабочие других специальностей, работающие на посту электрообогрева и вблизи него, должны быть проинструктированы по правилам электробезопасности. Посторонних лиц на посту в период электрообогрева не допускать!

7.7   Зону электрообогрева оградить по ГОСТ 23407-78 «Ограждение инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», оборудовать световой сигнализацией и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасные» и обеспечить хорошим освещением! При перегорании сигнальных ламп должна отключаться сеть электрообогрева.

7.8    Подключение греющих элементов выполнять при отключенной сети.

7.9  Запрещается, даже кратковременно, включать в сеть Термомат в сложенном виде.

7.10 Запрещается включать термоэлектромат в электрическую сеть, напряжение в которой не соответствует номинальному рабочему напряжению, указанному на маркировке или упаковке.

7.11    Замер температуры бетона и силы тока должен выполнять персонал, имеющий квалификационную группу не ниже второй.

7.12   Использование термоэлектромата с поврежденной оболочкой, с наличием разрывов, порезов, прогаров ЗАПРЕЩЕНО!

7.13   Не используйте термоэлектромат с поврежденными разъемами

7.14    ЗАПРЕЩАЕТСЯ наступать и класть на термоэлектроматы предметы, способные нарушить их целостность как во время работы, так и в отключенном состоянии. Во избежание перегрева, запрещается укладывать термоэлектроматы друг на друга в целом или частично. 

7.15  Перед включением термоэлектромат должен быть полностью развернут и уложен на обогреваемую поверхность.

8  ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

8.1    При неисправности питающих разъемов необходимо заменить разъемы.

8.2    При неисправности греющих элементов, обрыве цепи внутри защитной оболочки необходимо обратиться к производителю. Термомат не предназначен для самостоятельного ремонта потребителем.

9 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

9.1 Транспортирование термоэлектроматов производят всеми видами транспортных средств при условии защиты от действия влаги и обеспечивающими сохранность их от механических повреждений в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующих видах транспорта.

9.2 Хранение термоэлектроматов производится в помещении с нормальными климатическими условиями.